«Следящие глаза» заставляют людей жертвовать больше
Люди охотнее помогают другим и отдают больше денег на благотворительность, если думают, что за ними наблюдают. Психологи из Соединенных штатов Америки в ходе эксперимента подтвердили «эффект следящего глаза», который заключается с просоциальном поведении людей под наблюдением.
Эксперимент был следующим. В музее для детей Virginia Discovery Museum установили коробку для сбора пожертвований на благотворительность. На ящике было написано, что «мы будем благодарны за пожертвование». Также на коробке размещали определенные картинки, которые менялись каждую неделю. Так, семь дней на ящике висело изображение глаз, еще семь дней — носа, затем — рта и стула. Через 28 дней, когда исследование завершилось, психологи подсчитали полученные пожертвования и сделали соответствующие выводы. Оказалось, что в ту неделю, когда на коробке висело изображение глаз, люди жертвовали в несколько раз больше, чем в другое время. Они рассчитали среднюю величину пожертвований, и она составила 1,8 цента под «взглядом» нарисованных глаз и менее одного цента при наличии других картинок.
В психологии существует так называемый Хоторнский эффект. Он предполагает, что результаты определенного эксперимента или исследования могут быть искажены в положительную сторону, поскольку человек знает, что за ним наблюдают или он принимает участие в эксперименте. Эффект Хоторна проявляются в том, что участники того или иного исследования действуют слишком добросовестно, что нехарактерно для них в других условиях.
«Эффект следящего глаза» имеет аналогичный принцип. Он означает, что люди начинают вести себя просоциальнее, чем обычно, если находятся под наблюдением или думают, что на них смотрят.
Именно по этой причине изображение глаз на ящике с пожертвованиями в детском музее, через который за месяц прошло более 34 тысяч посетителей, заставляло людей чаще доставать кошельки и оставлять деньги на благотворительность. Даже понимая, что это всего лишь рисунок, жертвователи подсознательно ощущали эффект присутствия постороннего человека, что и привело к соответствующему результату эксперимента.
Команда MagazinLinz.ru