Какими офтальмологическими патологиями страдал Клод Моне?
Каждый художник видит окружающий мир по-своему. Особенно это касается живописцев, принадлежащих к течению импрессионизма, популярного в конце XIX века. Однако далеко не всегда их полотна приобретают те или иные цвета, вследствие особенностей характера создателя. Иногда это обусловлено другими причинами, например, проблемами со здоровьем.
Жизнь известного французского художника, одного из создателей импрессионизма Клода Моне, окутана немалым количеством тайн. Любая его биография, написанная исследователями его творчества, содержит довольно много информации о проблемах со здоровьем, в том числе и со зрением. Иначе как можно объяснить изменение цветов на последних картинах живописца? Почему, например, всем известные водяные лилии, имеющие от природы белую окраску, на полотнах Моне изображены сине-фиолетовыми, а древесина плакучей ивы — темно-лиловой? И почему, вообще, картины художника, нарисованные им в последние годы жизни, приобрели довольно мрачные тона?
Как уверяют, исследователи творчества французского живописца, контраст между яркими и насыщенными цветами на полотнах молодого Моне, и картинах, более мрачных и холодных, созданных им в пожилом возрасте, довольно легко объяснить. В первую очередь, это связано со стремительно прогрессирующей близорукостью, которой на протяжении многих лет страдал художник. Моне отказывался носить очки постоянно, а рисовать предпочитал так и вовсе без них. Свое решение он объяснял тем, что в очках лишается возможности видеть мир, таким каким он для него и являлся. Как известно, в переводе с французского языка impression переводится как «впечатление». Именно поэтому художник стремился запечатлеть на своих полотнах тот мир, который он, в буквальном смысле, «видел своими глазами».
Помимо близорукости, в 1912 году Моне был поставлен диагноз «катаракта обоих глаз». При этом острота зрения левого глаза не превышала одну десятую нормы, а правый глаз был способен лишь различать свет. Парадокс в том, что не имея в таком состоянии возможности читать и писать, художник продолжать создавать свои полотна. Он категорически отказывался от проведения операции, которая позволила бы удалить помутневший хрусталик, мотивируя это тем, что он не сможет в дальнейшем создавать такие полотна, как мог ранее. И в этом живописец был прав. После проведения операции, на которую он все же согласился, Моне стал очень восприимчив к коротким волнам, из-за чего окружающий мир виделся ему в сине-фиолетовых тонах.
Операция негативно отразилась на состоянии здоровья художника. Если левый глаз видел предметы в холодных оттенках, то правый — наоборот, в более теплых, преимущественно желто-оранжевых. Конечно, смириться с таким «неправильным» видением мира для одного из основателей импрессионизма — течения в живописи, построенного на впечатлениях самого художника, Клод Моне так и не смог. Однако это не помешало ему продолжить создавать свои шедевры, которые за счет особого видения живописца казались более необычными и экстравагантными.
Команда MagazinLinz.ru