Какие оптические иллюзии использовались в мировом искусстве?
Эффект оптических иллюзий известен людям с древних времен. Их использовали в живописи, архитектуре, графике, чтобы добиться нужного восприятия и «перехитрить» зрение. В мире сохранилось много произведений искусства, в которых мастера применяли зрительный обман. Многие люди даже не догадываются об этом. Расскажем о самых известных объектах.
Оптические иллюзии являются частью нашей повседневной жизни, но мы настолько привыкли к ним, что не обращаем внимание. Ложка в стакане с водой кажется переломанной на границе воды с воздухом, Луна, висящая очень низко над горизонтом — нереально огромной. На самом деле, глаза воспринимают небесное тело относительно масштабов земной поверхности. Высоко в небе, в большом пространстве, Луна уже не выглядит такой огромной. Ветви деревьев на фоне яркого неба кажутся тоньше, чем есть — такая иллюзия называется «оптическая иррадиация».
Словом, природных оптических иллюзий в реальной жизни хватает. А вот художники при создании полотен, архитекторы при проектировании зданий сознательно применяли некоторые приемы, чтобы добиться нужного визуального эффекта. Расскажем об этом подробней.
Оптические эффекты в живописи
По сути, любая картина есть художественный обман — это цветовые пятна и линии, расположенные на плоскости. Но в том и состоит мастерство живописца — изобразить объем и перспективу так, чтобы создать пространственную иллюзию для зрителя. Психологи доказали, что наши глаза стараются собрать из хаотично разбросанных штрихов целостную систему.
Один из известных оптических эффектов в изобразительном искусстве — картины-перевертыши: объекты на них меняют свой смысл с разных ракурсов. Такие полотна называются анаморфозы. Воплощая в полотнах легенды и мифы, художники рисовали одних животных (например, василиска, единорога) в сплетенных фигурах людей, других животных и птиц. Они также зашифровывали в своих полотнах сатирические карикатуры на действующую власть, но увидеть их с нужного ракурса мог лишь тот, кто был посвящен в это.
Интересны также «скрытые» картины. На них в букете цветов неожиданно можно обнаружить лицо человека, в птице вдруг становится видна красивая женская фигура — это всё метаморфозы иллюзорности. Самым известным скрытым полотном считается «Исчезающий образ» кисти Дали, на котором изображен его портрет и фигура жены. Если смотреть на картину издалека, то можно увидеть лицо самого художника в профиль, а по мере приближения все яснее проступает фигура женщины, читающей письмо.
Зрительный обман в архитектуре
Большого мастерства в оптических иллюзиях достигли древние греки. Ярким примером тому служит самый известный афинский храм — Парфенон. Архитекторы при проектировании этого сооружения предусмотрели, что его боковые колонны при фронтальном просмотре будет расположены на фоне светлого неба, а средние — на фоне темного святилища храма. Угловые колонны были сделаны шире, учитывая эффект «оптической иррадиации» — на светлом фоне темные предметы кажутся меньше. Средние колонны имели меньший диаметр. Однако визуально все колонны кажутся совершенно одинаковыми, и разная величина выявляется только при измерении.
Интересный прием использован в знаменитой Зеркальной галерее Версальского дворца. Она представляет большую галерею (73 метра в длину), 17 арочных окон которой выходят в сад. На противоположной стене напротив каждого окна расположены аналогичные по размеру зеркала. Изнутри создается впечатление, что галерея окружена пышным цветущим садом со всех сторон, так как деревья отражаются в зеркалах. Эту оптическую иллюзию повторили затем в некоторых европейских резиденциях монархов.
Команда MagazinLinz.ru