Как слепота может отражаться на развитии речи?
Развитие речи — важный этап формирования личности, который начинается в раннем возрасте, почти сразу после рождения. У слабовидящих и особенно незрячих детей речевое развитие, как правило, протекает с некоторыми особенностями. Как дефекты зрения могут влиять на формирование речи, подробно рассмотрим в статье.
Проблемы с воспроизведением звуков
Развитие речевых способностей ребенка начинается с фонематического слуха. Как правило, малыши с дефектами зрения нормально различают звуки, но при этом часто сталкиваются с другой проблемой — невозможностью их правильно повторить. Дети учатся артикулировать звуки, глядя на контактирующих с ними взрослых. Визуальный контакт позволяет малышу понять, как нужно расположить речевые органы, чтобы получился тот или иной звук. Ребята с нарушениями зрения не могут видеть чужую артикуляцию и подражать ей, что часто становится причиной косноязычия — некорректного, неразборчивого произнесения звуков.
При этом выраженность речевого дефекта может зависеть от типа слепоты. У ребят с врожденной слепотой косноязычие встречается чаще и сильнее выражено, чем у детей, которые ослепли в более старшем дошкольном возрасте.
Если ребенок неправильно произносит звук, в большинстве случаев ошибка трансформируется и в неправильную письменную речь, что в дальнейшем может вызвать проблемы в обучении.
Обедненный словарный запас
В возрасте старше года начинается активное развитие смысловой речи. Слепота обычно не влияет на нормальное слуховое восприятие, и, если с ребенком много общаются, его лексикон может активно пополняться новыми словами — то есть количественный словарный запас растет.
Но существует еще термин качественный словарный запас. Он означает не просто знание какого-то слова, но понимание его значения (зачастую нескольких), умение корректно использовать в речи. Для расширения качественного лексикона важно не просто слышать новое слово, но и соотносить его с конкретным зрительным образом. Поскольку слепые дети лишены возможности видеть объекты или признаки, обозначаемые словами, их смысловая речь является более ограниченной, по сравнению со зрячими сверстниками. Зачастую дети с нарушениями зрения используют слова лишь в одном, узком значении, не всегда правильно понимают смысл или могут выразить свою мысль.
Отсутствие невербальных средств общения
Устное общение предполагает активное использование пантомимики, интонации и других невербальных инструментов, которые помогают лучше передать отношение говорящего к объекту разговора или тонкости содержания речи. Проблемы со зрением являются препятствием к тому, чтобы, с одной стороны, понять невербальный посыл собеседника, а с другой, самому обогатить свою речь жестами, мимикой или интонационно окрасить ее. Из-за этого речь незрячих ребят часто кажется «однотонной», невыразительной, что может приводить к трудностям в общении.
Эксперты отмечают, что речевые дефекты у незрячих малышей можно исправить при условии постоянной систематической работы со стороны родителей, логопедов, воспитателей. Специальные программы речевого и психического развития помогают скорректировать артикуляцию, улучшить смысловую, интонационную стороны речевого общения. Чем раньше будет начата подобная коррекционная работа, тем более эффективных результатов можно добиться.
Команда MagazinLinz.ru