Как проверяют качество зрения у водителей?
Для получения водительского удостоверения человек должен пройти несколько различных тестов на зрение. Только после того, как офтальмолог подтвердит его соответствие требуемым нормам, он сможет сесть за руль автомобиля. При этом проверяется острота зрения и цветовосприятие. Как же это делается?
Проверка зрения — один из самых важных тестов перед допуском к вождению. Если человек плохо видит, то он является источником повышенной опасности на дороге, подвергая риску свою жизнь и здоровье окружающих. Вот почему для получения водительских прав нужно пройти обязательные проверки.
Как проверяют остроту зрения
Современные правила допускают, что за руль может сесть человек со значительными минусовыми диоптриями, но при этом важно правильно определить параметры близорукости, чтобы он смог пользоваться подходящими очками или контактными линзами. Для этого применяют следующие методы.
Таблица Сивцева
Известная всем с детства таблица находится в кабинете у окулиста. Она состоит из 12 строк с различной высотой букв. Для определения качества зрения нужно сесть на расстоянии пяти метров от нее, закрыть сначала левый, потом правый глаз. Врач показывает буквы, начиная с верхней строки. Величина остроты рассчитывается по формуле V=d/D, где V - острота зрения; d — дистанция в метрах от таблицы; D — расстояние, на котором нормальный глаз видит буквы в ряду.
Таблица Головина
Эта таблица также состоит из 12 строк и похожа на предыдущую, но в ней вместо букв нарисованы окружности, которые имеют разрывы слева, справа, снизу и сверху, расположение которых должен определить проверяемый. Далее острота зрения рассчитывается по формуле, приведенной выше.
При подозрении на симуляцию при данной проверке (некоторые, например, просто заучивают расположение букв и символов в таблице) используются другие средства, например, метод оптокинетического нистагма.
Если близорукость или дальнозоркость у проверяемого не превышает 8 диоптрий, а разница в диоптриях между глазами составляет не более 3,0, то он может водить транспорт, используя подходящие средства коррекции зрения (очки или контактные линзы). Однако если у человека диагностируется глаукома или различные патологии отслоения сетчатки, к вождению он не допускается.
Проверка качества цветоощущения
Впервые внимание на цветовосприятие водителей было обращено в 1875 году, когда в Швеции произошло крушение поезда, после чего выяснилось что машинист не различает красный цвет. Эта катастрофа послужила толчком к повсеместной проверке цветового зрения при приеме водителей на работу.
Мы привыкли к яркому миру вокруг нас. Однако не все люди способны видеть его столь же красочным. Дальтонизм — это нарушение трихроматического (нормального) зрения, когда человек не различает один или несколько цветов. Выделяют три основных разновидности этой патологии. Протанопия — неразличение оттенков красного, дейтеранопия — трудности с различием сине-зеленой и желто-зеленой части спектра, тританопия — неспособность распознать цвета сине-фиолетовой гаммы.
Для проверки используют полихроматические таблицы Рабкина: 27 рисунков, на которых из цветных кружков составлены геометрические фигуры или цифры. Человек с нормальным зрением легко различит рисунки, а дальтоники увидят в них совершенно другое (например, вместо цифры 5 цифру 3, круг вместо треугольника). Любопытно, что сейчас в европейских странах, кроме Турции и Румынии, нет ограничений для выдачи прав дальтоникам. В России их не выдают только при монохромазии — полной цветовой слепоте, когда различается один цвет, обычно серый.
Команда MagazinLinz.ru