Должны ли быть у слабовидящего ребенка домашние обязанности?
Слабовидящие дети ограничены в физических возможностях. Но значит ли это, что не стоит приучать их к домашним обязанностям и что родители должны брать на себя даже простые задачи? Этот вопрос волнует мам и пап, в семье которых растет ребенок с серьезными нарушениями зрения.
Почему важно давать самостоятельность слабовидящим детям?
В определенном возрасте дети начинают сами заправлять постель, могут помыть за собой тарелку, приготовить сэндвич в школу или вынести мусор. Ни у кого не вызывает удивления, что ребенок способен легко справиться с такими задачами. Но когда речь заходит о слабовидящем, у родителей возникают сомнения: а стоит ли? А вдруг не справится?
Психологи и специалисты, которые занимаются развитием и обучением слабовидящих ребят, имеют однозначное мнение на этот счет. Они убеждены, что детей надо приучать к домашним обязанностям и прививать навыки самообслуживания, вне зависимости от наличия или отсутствия у них зрительных проблем. Когда родители ограждают от дел по дому, ограничивают самостоятельность, они своим поведением диктуют ребенку негативную установку: «Мы в тебя не верим, ты не справишься». Вряд ли такое убеждение поможет маленькому человеку вырасти успешным, уверенным в себе, легко адаптироваться к жизни в социуме, найти работу и реализовать свой потенциал.
Поэтому если Вы желаете сыну или дочери счастливого будущего, не стоит демонстрировать свое недоверие чрезмерной опекой и лишением самостоятельности.
Как научить?
Прививать слабовидящему ребенку навыки самообслуживания, учить его справляться с обычными бытовыми обязанностями крайне важно для развития личности. Но как это сделать?
Специалисты дают несколько советов:
- Приготовьтесь потратить на обучение больше времени, чем со зрячими детьми, и не ругайте, когда у слабовидящего получается медленнее или хуже.
- Работайте в команде. Осваивая очередной навык, сначала доверьте ребенку часть работы, остальную выполните сами. Когда он будет хорошо справляться, расширяйте его зону ответственности и сокращайте свою до тех пор, пока он не будет полностью справляться сам. К примеру, Вы хотите научить ребенка мыть посуду. На первом этапе его задача может состоять в том, чтобы после еды просто убирать тарелку в раковину. Когда навык освоен, научите открывать воду и на ощупь настраивать нужную температуру. Следующий шаг — научить пользоваться губкой и жидкостью для мытья посуды. И так далее. Спустя время ребенок легко сможет помыть тарелку не только за собой, но и за близкими.
- Сделайте процесс максимально удобным. Яркие, контрастные принадлежности для уборки; специальные ярлыки, которые помогают человеку с нарушениями зрения идентифицировать предмет; постоянное местоположение предметов в доме — все это упрощает для слабовидящего бытовые задачи и помогает справляться с ними на достойном уровне.
Очень важно искренне хвалить ребенка за успехи и деликатно подсказывать, где и как можно было сделать лучше.
Команда MagazinLinz.ru