Возможны ли проблемы со зрением у ребенка, связанные с обучением?
Примерно 80% того, что ребенок учит в школе, представлено в виде визуальной информации, поэтому хорошее зрение важно для учащихся всех возрастов. Родители должны вовремя распознать и скорректировать возникающие зрительные нарушения, которые часто появляются у детей только в процессе обучения.
Проблемы со зрением, связанные с обучением
Зрение — это сложный процесс, который включает не только работу глаз, но и мозга. Поэтому условно нарушения зрительных функций, которые возникают в процессе обучения, разделяют на три вида:
- Проблемы со здоровьем глаз и ошибки рефракции — они напрямую влияют на остроту зрения. Ошибки рефракции включают не только близорукость, дальнозоркость и астигматизм, но и аберрации более высокого порядка. Проблемы со здоровьем глаз могут вызвать низкое зрение, которое нельзя исправить обычными очками, контактными линзами или рефракционной хирургией.
- Функциональные нарушения — целый ряд специфических функций глаза. Например, совместная работа глаз (бинокулярность), координация движений глаз (важные для эффективного чтения), в том числе амплитуда и точность фокусировки. Нарушение функциональных визуальных навыков может вызвать размытое или двойное зрение, напряжение глаз и головные боли.
- Проблемы восприятия зрения — это понимание того, что видит человек, как оценивает и связывает с ранее сохраненной информацией в мозге. Например, при таком нарушении ребенок видит буквы или слова, которые изучали ранее, но не может их изобразить.
На обычной проверке у офтальмолога можно распознать только первую категорию трудностей — те, которые связаны со здоровьем глаз и ошибками рефракции. Тем не менее, многие оптометристы, которые в основном работают с детьми, дополнительно проводят оценку функционального зрения и трудностей восприятия, которые могут повлиять на обучение.
Как определить симптомы?
Симптомы проблем со зрением, которые напрямую связаны с обучением, включают:
- головные боли или напряжение глаз;
- помутнение зрения или двоение в глазах;
- косоглазие;
- малыш избегает близкой работы (чтение, письмо) или она ему не нравится;
- прикрывает один глаз, чрезмерно моргает или трет глаза;
- постоянно теряет место чтения, поэтому ведет по строчкам пальцем;
- медленная скорость чтения;
- трудность запоминания и понимания того, что было прочитано;
- постоянно изменяет слова или буквы (после второго класса);
- трудность идентификации или воспроизведения фигур;
- плохая координация глаз.
Если у Вашего ребенка есть один или несколько из этих симптомов, плюс он испытывает проблемы в школе, стоит обратиться к врачу-офтальмологу, который работает именно с детьми. Если он ничего не обнаружит, возможно, симптомы вызваны не визуальной дисфункцией, а дислексией — неспособностью овладения навыками чтения и письма. Чтобы определить такое нарушение, нужно обратиться к психоневрологу и дефектологу.
Команда MagazinLinz.ru