Какие оптические иллюзии использовались в архитектуре?
Про оптические иллюзии люди имеют представление с давних времен. Античные архитекторы использовали их в строительстве зданий и сооружений, чтобы добиться нужного эффекта. Наше зрение уникально, и при определенном ракурсе или сочетании цветов видит не то, что есть на самом деле — именно на этом построены оптические иллюзии.
Они окружают нас постоянно в повседневной жизни. Луна кажется нереально огромной, когда висит низко над горизонтом, ложка в стакане, наполненным жидкостью — сломанной пополам. Изображение на экране также является примером иллюзии: мы видим единую движущуюся картинку, тогда как она составлена из отдельных кадров.
Оптический обман часто использовался в искусстве — живописи, архитектуре, чтобы добиться воплощения задуманного зрительного эффекта. Об этих приемах знали еще античные архитекторы: они сознательно нарушали пропорции, искривляли контуры, наклоняли элементы зданий, чтобы «перехитрить» зрение. Ярким примером сооружения, построенного с нарушением пропорций, является греческий Парфенон — главный храм афинского Акрополя.
Известно, что светлые предметы на темном фоне смотрятся крупней, объемней, и наоборот — например, темные ветви деревьев на фоне яркого неба будут казаться тоньше, чем есть. Это явление называется «оптическая иррадиация». Им воспользовались древние греки при постройке Парфенона. Они учли, что боковые колонны сооружения будут расположены на фоне небесного простора, а средние — на фоне темного внутреннего помещения, и пошли на хитрость: спроектировали угловые колонны шире остальных, и просвет между ними и соседними сделали меньше. Средние колонны более узкие, но визуально все они смотрятся совершенно одинаково, и обнаруживается разница только при измерении.
Интересен пример оптической иллюзии, использованный в Версальском дворе, резиденции королей Франции. В нем расположена знаменитая Зеркальная галерея — огромная зала 73 метра в длину. На стене, выходящей на улицу, расположено 17 арочных окон, а напротив них, на внутренней стене — такие же по размеру и форме арочные зеркала. Если находиться внутри галереи, то кажется, что она со всех сторон окружена садом, так как в зеркалах отражаются деревья, растущие напротив окон. Эту идею потом заимствовали многие монархи для своих дворцов. Самая известная — Зеркальная галерея в замке Людвига II в Баварии.
Часто в средневековой архитектуре применялся эффект «обратной перспективы». Так, архитектор Джотто ди Бондоне, проектируя колокольню во Флоренции, сделал ее верхнюю часть шире основания, при этом здание изнутри казалось совершенно одинаковым по всей высоте. Но мы знаем, что даже при ровных стенах высокое здание все равно кажется сужающимся кверху, так как работает закон перспективы.
Команда MagazinLinz.ru